Previous Entry Share Next Entry
Российский народ- новое историческое образование.
rujournalist
Сорок лет назад, в 1972-ом году Леонид Ильич Брежнев на празднование пятидесятой годовщины образования СССР заявил: «Национальный вопрос, доставшийся нам в наследство от прошлого, решен полностью, окончательно и бесповоротно». Сложно сказать, насколько прав был Леонид Ильич, наверное - нет, но стоит отметить, что национальный вопрос стоял намного менее остро, чем сегодня.
На мой взгляд, это связано с тем, что "советский народ" - уже устал стать неким новым историческим образованием. Казалось бы, чего общего было между коренным сибиряком Семёном Номоконовым, дагестанцем Ахмет-Хан Султаном и Таней Савичевой. Эти люди жили в совершенно разных уголках необъятной России, но всех их объединила война. Семён Номокомов- был одним из самых известных снайперов, Ахмет-Хан Султан- стал героем советского союза, воюя не за Дагестан, а за свою родину- СССР, а Таня Савичева была простой школьницей в блокадном Ленинграде. Она была школьницей, единственное, что от неё осталось, маленькая записная книжка. В ней она вела свой дневник. Из них на шести страницах даты и за каждой датой стоит смерть. Только даты и краткие лаконичные записи: "28 декабря 1941 года, Женя умерла", "25 января 1942 года, бабушка умерла", "17 марта Лека умер", "13 апреля, дядя Вася умер", "10 мая, дядя Лёша умер", "15 мая, мама умерла". А дальше, без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". Таню вывезли из блокадного Ленинграда, но истощённая девочка умерла, однако, если бы Таня выжила, вряд ли бы она стала русской националисткой. Ахмет-Хан Султан вряд ли бы фотографировался с кинжалом, тыкая пальцем в небо, и вряд ли бы ему пришло в голову, стрелять из травматического пистолета на свадьбе своих друзей в центре Москвы. Есть сомнения и в том, что Номокомов стал бы нацменом. 
О чем это говорит? О том, что люди совершенно разных национальностей, могут иметь одинаковые культурные ценности. После Великой Отечественной Войны, советский народ окончательно сформировался как историческая общность. Победа над противником, желавшим уничтожить всё население СССР, спаяла народ воедино. У людей появился общий праздник- День Победы и праздновали его абсолютно все. Все дети были октябрятами, потом пионерами, вся молодежь была в комсомоле. В этом было хорошее и плохое, хорошего было явно больше. 
Социалистический строй дал трещину в 92-ом году, СССР распался. Вместе с ним умерла и система институтов работы с молодежью. Если сравнить детей одного возраста в Москве и в Махачкале в 1990-ом году и в 2012-ом, можно прийти к выводу, что у детей в двадцать лет назад было намного больше общего. Не удивительно, что, встретившись, они вряд ли смогут сразу правильно понять друг друга.
Европа очень долго проповедовала политику, которую называют мультикультурализмом, подразумевающую мирное сосуществование людей с абсолютно разными культурными ценностями. Вся абсурдность мультикультурализма вылезла наружу, когда в Париже арабы стали ночами поджигать машины, а чернокожие жители Лондона устроили погромы, возмутившись тому, что полиция убила при задержании их соплеменника. В Брюсселе, мультикультурализм зашёл так далеко, что девушка не может пройти по городу, не подвергнувшись массовым домогательствам со стороны выходцев с ближнего востока.
Опираясь, на успешный советский опыт и учитывая провальный европейский, можно сделать вывод: в России нет как такового национального вопроса, есть проблема мультикультрализма. Задолго до всех описываемых событий вопрос мультикультурализма остро стоял в дореволюционной России. Тогда объединяющим для народа стало православие, только православный мог пойти на госслужбу, эта модель явно устарела, но и она показывает: в России может эффективно существовать только монокультурализм.
Пока до конца не ясно, каким станет новое историческое образование: "российский народ", но уже сейчас понятно, что оно будет построено на базе ценностей общих для всего населения страны и стержнем его должен стать русский народ.

?

Log in