Previous Entry Share Next Entry
Общество потребления имиджевых продуктов.
rujournalist



Вы ещё не добавили меня в друзья?


Сегодня мы живем не просто в обществе потребления, оно трансформировалось в общество потребления имиджевых продуктов. Процесс его формирования завершился всего пару лет назад. Поэтому в данный момент об этом еще говорят не так много. Но отличия общества потребления от общества имиджевого потребления весьма существенны. В обществе потребления ценится функциональность, во вторую ценится эстетичность, а в обществе имиджевого потребления ценится бренд.

В данный момент особенно это видно на примере рынка смартфонов. Типичный продукт созданный обществом потребления- это iPhone 3GS для своего времени это образец у которого по сути нет аналогов. Функциональный и очень стильный телефон. Он работает значительно быстрее своего предшественника iPhone 3G и он реально лучшее, что в тот момент было на рынке смартфонов. Проходит немного времени и выходит iPhone 4G в нем есть некие отличия, с точки зрения начинки это действительно устройство нового поколения. Но с точки зрения пользователя разница между 3GS и 4G в основном заключается в дизайне. Это первый звоночек, но те, кто пользовался 3GS начинают в массовом порядке скупать новую модель. И основная причина этого не в том, что она действительно им жизненно необходима, не в том, что 4G значительно красивее, а в том, что их телефон уже не самый крутой и это сразу видно. С выходом 4S ситуация повторяется, лишь с той разницей, что различия между 4G и 4S сходу может назвать лишь специалист. При покупке новой модели iPhone люди платили уже за бренд. За то, как на них будут смотреть. Такое было всегда в той или иной мере. Этого нельзя отрицать, но никогда явление не приобретало столь массовый характер. Первым звоночком стали телефоны Vertu, в которых не было вообще ничего. Но пользовались ими совсем не многие. Сегодня рынок смартфонов стал крайне демократичен. Эту статью я написал с помощью iPhone 5 (64 Gb), на пике эта модель стоила 64 тыс р., в нем я пишу статьи, пользуюсь GPS, пишу в твиттер, контакт и фейсбук, просматриваю сайты в браузере сафари, фотографирую, принимаю MMS. Сегодня можно купить смартфон МТС 950, за 1990 рублей. В нем абсолютно тот же набор функций. Только еще есть fm-радио, которого в iPhone 5 почему-то нету, а приложение радио работает только когда есть интернет и плохо, у меня оно постоянно само переключается на другую волну. Памяти там мало, что-то вроде 512 мб, но поддерживаются карты памяти до 32 гб. Из очевидных недостатков МТС 950- плохая камера и маленький экран. Но по сути, это тот же самый набор функций, но на 30 тыс р. дешевле. Я не пользовался сам именно этим смартфоном, но у меня был Galaxy pad 2 7.0, поэтому я хорошо себе представляю функционал этого устройства.

На примере смартфонов открывается целая новая система ценностей. Раньше было так: эта вещь крутая потому, что она хорошая. Сейчас стало наоборот: эта вещь хорошая потому, что она крутая. И так во всем. Самую большую роль бренд сейчас играет в ювелирке, достаточно сравнить два бренда "Tous" и "Бронницкий ювелир". Если кто-то не знает Tous специализируется на выпуске украшений в форме мишек, в Бронницком ювелире тоже можно найти мишку. Даже при равном количестве каратов и одинаковых материалах мишка из Tous будет стоить дороже, причем существенно. Еще один яркий пример- это браслеты Pandora, любой средне статистический мужик зайдя в Пандору задается вопросом: какого хрена серебро стоит так дорого? Все просто- это модно. Проведя грамотную рекламную компанию и постоянно отсвечивая в ванильных фильмах вроде "Лето, одноклассники, любовь" бренд набрал свою стоимость. Кроме того браслеты Пандора сборные и часто у его обладательницы включается инстинкт коллекционера и она старается собрать его до конца. Бренды изменили нашу жизнь, за ними можно в какой-то скрыть отсутствие вкуса. Сейчас люди очень часто дарят вещь, относящуюся к известному бренду, особенно, когда не знают, что подарить, потому, что такой подарок по умолчанию должен быть крутым.

Сейчас мы живем в обществе имиджевого потребления и ключевое его отличие в том, что статус человека в нем подчеркивается уже не уровнем его потребления, а тем, как этот уровень выглядит в глазах других. Я никого не осуждаю, ни сторонников этой модели, сам ведь сейчас пишу с пятого айфона. Ни противников, я в первую очередь сторонник функциональности. Но над крайними проявлениями общества имиджевого потребления я люблю посмеяться. Все они сводятся к одному старому анекдоту: сидят два кавказца в тонированной иномарке, лето, жара. Один говорит другому: Мамука, давай откроем дверь... Мамука отвечает: Нет! Пусть все думают, что у нас кондиционер.


?

Log in